Некоторые думают, что для понимания архитектуры важно знать имена конкретных архитекторов или их работ. Однако же любое архитектурное сооружение состоит из традиционного набора элементов и чаще всего дело в сочетаемости или несочетаемости их в том или ином случае. В этом рейтинге мы остановимся на самых узнаваемых элементах архитектуры.
Балкон. Это – один из самых распространённых элементов архитектуры, одновременно и часть помещения, и декоративный элемент. Очевидные преимущества балкона – это расширение площади помещения и возможность проводить досуг на свежем воздухе, не выходя из дома. Балконы широко применяются в архитектуре с эпохи Возрождения, особой популярностью они всегда пользовались в странах с тёплым климатом: Франции, Италии, Испании.
Фронтон. Второе место в нашем рейтинге занимает позаимствованный из греческих храмов фронтон. Фронтон – окончание фасадной стены постройки, которое ограничивается скатами крыши и карнизом. Действительно, в истории архитектуры фронтоны ассоциируются прежде всего с античностью, достаточно вспомнить греческий Парфенон и римский Пантеон. Со времён Возрождения фронтоны становятся очень распространённым элементом архитектуры, украшая фасады окон и дверей.
Колонны. Часто используются как с декоративной целью, поскольку они отличаются пропорциями и лепниной, так и с поддерживающей, ведь они необходимы для опоры арок и балок потолка. Первые колонны появились в Древнем Египте и вытесывались из камня. Наиболее широкое распространение колонны получили в античном стиле, из доантичного периода внимание приковывает «Зал ста колонн» в Персеполе, построенном при Дарии I.
Пилястры. Классический античный элемент для украшения фасада. В отличие от предыдущих элементов значение слова “пилястра” многих неспециалистов оказывается непонятным. На самом деле это – отвес стены, который образно обозначает колонну. Пилястры были предложены архитекторами Древней Греции и до сих пор широко используются в современных архитектурных сооружениях.
Французские окна. Французские окна с проёмом до самого пола пришли в архитектуру из Франции XVII века. Главным их достоинством можно считать возможность во много раз увеличить освещённость комнаты, кроме того, французские окна добавляют элегантности, стиля и шика помещению, создавая особую воздушную «летящую» атмосферу.
Арка. Дугообразный проем в стене или между опорами. При помощи арки традиционно разграничивали зоны, но при этом её задачей является не изолировать их друг от друга, а, наоборот, визуально объединить. Арки впервые появились ещё в Древнем мире, на Востоке, в частности – в Месопотамии, а позже получили широкое распространение в римской архитектуре, которая представлена различными триумфальными арками.
Крыши китайских пагод. Загнутые края крыш азиатских пагод – это фактически визитная карточка восточной архитектуры. Известные своей склонностью к мифологии и суевериям китайцы объясняют такую особенность крыш тем, что демоны, якобы, могут двигаться только по прямой, а значит, загнутые края оберегают здание, создавая препятствия для злых духов. По другой версии, драконы – летучие символы Китая – как будто бы большие любители кататься по крышам ночами, и, если крыша имеет прямой скат, то дракон падает на землю, портя посевы в огороде, а чтобы предотвратить такие хулиганства, как раз имеет смысл строить крыши с загнутыми краями. Изящные крыши китайских пагод – неповторимая черта классической архитектуры стран Востока.
Кариатида. И снова древнегреческий элемент архитектуры в нашем рейтинге. Кариатида – статуя в античном варианте одетой женщины (хотя в Эпоху Ренессанса это требование забылось), вводимая для поддержки балочного перекрытия или пролёта стены – антаблемента. Следовательно, чаще всего, кариатиды заменяют собой колонны или пилястры. Интересна древнегреческая легенда о том, что кариатиды – это проститутки, обращённые в камень за распутное поведение и обречённые держать на себе всю тяжесть здания в назидание остальным женщинам…
Маскарон. Хотя бы раз посетив Венецию, вы навсегда запомните романтику барокко, важным элементом которой является маскарон. Так обычно называют украшающую здание скульптуру в форме головы человека (прекрасного либо уродливого) или животного (реального либо фантастического), выполненное в анфас. Обычное место маскаронов – над оконными либо дверными проёмами.
Горгулья. Что приходит в голову при упоминании Собора Парижской Богоматери? Помимо классики Виктора Гюго, это ещё и жуткие чудовища в качестве декора. Горгулья – это элемент готической архитектуры Средневековья, обозначающий спуск водосточного жёлоба, чаще всего декоративно оформленный под демоническое существо, и предназначенный для эффективного отвода дождевых вод от стены ниже свеса кровли. Иногда горгулий рассматривают как элементы, отпугивающие злых духов.
Как мы видим, несмотря на все изыски архитекторов, находки мастеров прошлого, в том числе далекой античности, и по сей день пользуются популярностью и украшают наши здания!