- Просмотр:
- Главная /
- Красота
/ - Как разобраться в косметических терминах и понять, в чем подвох?
Реклама косметических средств, кремов и сывороток порой перенасыщена сложными и специфическими терминам. Чтобы расшифровать все эти названия, нужно перерыть много источников информации, тем более что единой классификации названий в косметологии нет. Часто используются патентованные названия конкретных фирм, и далеко не всегда понятно, что за вещество они обозначают.
Я не без оснований подозреваю, что это делается специально – чтобы очаровать потребителей незнакомой высоконаучной информацией, придать своей продукции флер загадочного и волшебного средства, эффект от которого будет мгновенным и сногсшибательным.
К примеру, сейчас часто говорят о космецевтике. Этим названием пытаются нас уверить, что космецевтические препараты для ухода за кожей действуют также эффективно, как лечебные средства, то есть фармацевтика. Но, если мне не изменяет память, лечебная косметика существует уже давно, и вполне справляется с решением специальных задач по уходу за телом. Другой вопрос, что средства, которые издавна продавались в аптеках, никогда не рекламировались в столь широких масштабах, а назначались врачом индивидуально.
Немаловажно, что такое половинчатое положение этих средств между настоящими лекарствами и обычной ухаживающей косметикой позволяет компаниям-производителям балансировать в области законодательства, и весьма вольно (и, конечно, же, в свою пользу) трактовать результаты исследований. Причем считается, что препараты космецевтики оказывают только положительное влияние, и практически не имеют побочных эффектов.
Однако в случае с настоящими лекарствами такое заявление не пройдет – известно, любое эффективное терапевтическое средство назначается в определенной дозе с учетом возможных противопоказаний и побочных эффектов. Таким образом, можно сделать вывод, что космецевтика – не более чем маркетинговый ход определенных косметических компаний с целью придать конкурентные преимущества своим товарам – в целом, весьма качественным, но уж точно не «волшебным».
Итак, попробуем разобраться в смысле некоторых терминов, присутствующих в описаниях косметических средств.
- Антиоксиданты. Собирательный химический термин для веществ, тормозящих процессы окисления органических соединений. Антиоксиданты могут быть синтетическими и природными, и широко используются в промышленности – пищевой, нефтеперерабатывающей и др. В косметологии заявляют использование естественных антиоксидантов – витаминов Е и С, вытяжек из лекарственных растений и тому подобных. Их назначение – замедлять старение кожи путем нейтрализации свободных радикалов, вызывающих окисление и старение. В состав практически всех косметических, моющих средств и многих пищевых продуктов входит также Трилон Б (ЭДТА) – синтетический антиоксидант для консервации и увеличения срока годности. Трилон Б считается инертным для организма, но, по некоторым данным, может провоцировать аллергию.
- Гиалуроновая кислота. Входит в состав кожи и большинства биологических жидкостей нашего организма. Обеспечивает упругость кожи, участвует в регенерации тканей, способна удерживать большое количество жидкости. С возрастом ее содержание в организме уменьшается, поэтому так эффективно ее применение в контурной косметической пластике – инъекции гиалуроновой кислоты разглаживают морщины, моделируют контуры лица, увлажняют. Эффект от уколов бывает впечатляющий, но недолговременный. В составе кремов и сывороток эффективность использования гиалуроновой кислоты сомнительна и недостоверна – молекулы этого вещества слишком велики, чтобы проникнуть через поверхностный барьерный слой кожи.
- D–пантенол, Пантенол, Декспантенол, провитамин В5 – витамин группы В, производное пантотеновой кислоты. Давно и успешно применяется в фармакологии в виде самых различных лекарственных форм. Им лечат поверхностные повреждения кожи, ожоги, опрелости, аллергию, различные воспалительные заболевания внутренних органов. В косметологии в минимальных дозах используется как увлажнитель и регенератор тканей. Однако для лечения специфических проблем кожи лучше пользоваться проверенными фармацевтическими препаратами.
- Наносферы, наносомы, нанокапсулы, биосферы – заявляются как достижения нанотехнологий, и активно используются в современных косметических средствах. Микроскопические образования – «шарики» размером порядка 10-9метра, по определению, должны служить транспортным средством, проникающим сквозь поры кожи в глубинные ее слои и устраняющим конкретную проблему. Наносомы способны нести только один определенный вид веществ – например, витамин Е, и не могут воздействовать на состояние кожи комплексно. Однако следует также учитывать, что образование и продуцирование наносом – это сложный физико-химический процесс с множеством различных трудноуправляемых факторов, и просто невозможно контролировать реальные размеры и количество образующихся наночастиц. Поэтому вопрос о степени проницаемости наносфер через кожные барьеры остается открытым.
- В кремах последнего поколения используются нанокомлексы – система объединенных наносом, каждый вид которых последовательно высвобождается в нужном месте и действует целенаправленно и точно, производя долговременный глубинный эффект. К сожалению, из-за микроскопичности технологий достаточно трудно доказать, что эти системы нанокомплексов присутствуют и действуют именно так, как это заявлено производителями, а также наглядно оценить их работу. Как уже было отмечено выше, на практике могут продуцироваться лишь нестойкие образования или гели, совсем не способные доставлять питательные вещества в глубины кожи. Поэтому не стоит слишком уж полагаться на псевдонаучные и бездоказательные разъяснения производителей к действию популярных кремов.
- АТФ, аденозинтрифосфат – используется в косметических кремах наряду с производными мочевины, экстрактами шелка и компонентами водорослей. Назначение – эффективно удержать влагу и создать видимый эффект разглаживания морщин. Как правило, эффект кратковременный – искусственно удержать влагу в коже можно не более 4-8 часов.
- Сахара, углеводы – к ним относят такие компоненты как гликолевая кислота, трелагоза, препараты с маточным молочком пчел, плацентарные вытяжки. Эти вещества могут, до некоторой степени, увлажнять и оздоравливать кожные покровы, однако действием омоложения кожи они не обладают.
- Фруктовые кислоты или оксикислоты (салициловая, молочная, винная, яблочная) -способны отшелушивать роговой слой (пилинг-эффект), обновлять кожу, делать ее более нежной. Однако в больших концентрациях они способны спровоцировать сильнейшую аллергию, а использование фруктовых кислот в разрешенных концентрациях меньше 5% – практически не дает никакого косметического эффекта.
Разумеется, перечень косметических ингредиентов далеко не полный – но даже приведенной информации мне оказалось достаточно, чтобы серьезно задуматься: “А насколько обоснованны наши совсем не маленькие затраты на поддержание красоты лица?”
Автор: Acura