RSS Войти

Как увлечь ребенка или выбрать для него секцию?

03 Nov 2013 Досуг, Семья 0

Вспоминая свое детство, наверное, каждый из нас, загибая пальцы на руках, может перечислить  множество своих увлечений, кружков и секций. Помню себя маленькой девочкой, шагающей с папочкой в музыкальную школу, затем плавно кружащейся в танцевальном кружке и, наконец, серьезную секцию восточных единоборств.  А мальчишки? Им были доступны баскетбол, волейбол, футбол, гандбол в местной детской юношеской спортивной школе.  Кто-то собирал марки, кто-то монеты, строили авиамодели, наблюдали за звездами. И все мы были счастливы в своих увлечениях.  Может быть потому, что это было беззаботное детство? Но ведь у наших детей сейчас тоже детство, и хочется, чтобы оно было таким же счастливым.  Чем же можно увлечь современного ребенка? Какую секцию выбрать? Какой талант развивать?  Зачем вообще ребенку увлечения и что они могут ему дать? Постараемся разобраться.

Выход энергии.

Не секрет, что дети зачастую излишне эмоциональны. Связано это с тем, что в процессе познания мира они, впервые сталкиваясь с различными ситуациями, не имеют адекватных защитных реакций и способов реагирования. Просто потому, что это впервые. Ведущие энергии детства: интерес, агрессия, страх не всегда находят адекватный выход.  Как известно из законов физики энергия не может исчезнуть никуда, она лишь преобразуется во что-то.  Чаще всего родители дают детям уже готовые реакции: «Будут обижать – дай сдачи!», «Ты же мальчик – ты не должен плакать!», «Что ты выдумываешь, тебе не может быть больно!».  Тем самым формируя, направляя выход детской энергии по ложному пути. Существует три вида выхода энергии, назовем ее «агрессия»:
1.       Деструктивная – направленная вовне. Дети, испытывающие ее, открыто агрессивны в сторону окружающих их людей или предметов – ломать, крушить, бить, обижать;
2.       Ауто – направленная внутрь. Такие дети чаще других испытывают чувство вины, неполноценности. Они мнительны, ранимы и болезненны.
3.       Конструктивная – направленна на созидание. Это может быть творчество, спорт, труд.

Самореализация.

Занимаясь любимым делом, ребенок  развивает качества, данные ему от природы и, тем самым, повышает самооценку.  Хорошо, когда ребенок уже чем-то увлечен и это приносит ему огромное удовольствие. Он часами что-то мастерит, рисует или поет в «расческу». Тут задача родителей вовремя распознать задатки, поддержать и развить до таланта, а может даже и до гения. Но чаще всего (а особенно в современном обществе) дети «увлечены» телевизором, компьютером, и другими гаджетами. Но бывает так, что интерес ребенка к компьютеру не ограничивается «зависанием» в социальных сетях и играх, а представлен так же изучением программ, ресурсов и возможностями техники. В таком случае можно поддержать этот интерес, записав его в компьютерные школу,  убедить его заняться углубленным изучением нужных ему предметов – математики, физики, геометрии, информатики. Важно понимать, что увлечение ребенка может стать в будущем его профессией. Иметь работу, которая приносит не только прибыль, а еще и удовольствие – мечта любого человека.

Ответственность и занятость

Воля и характер формируются у человека с детства, поэтому ребенок должен быть все время занят.  Любое, даже самое любимое дело иногда может утомлять, но необходимость делать его регулярно и качественно развивают в ребенке ответственность,  усидчивость, терпение, логическое мышление и выносливость. Важным моментом также есть то, что когда ребенок решает сделать увлечение своей профессией, его легче мотивировать на изучение определенных предметов в школе.

Усиление и компенсация

Темперамент человека закладывается у человека генетически. Все мы разные и не всегда можем взаимодействовать  без негативных последствий. Поэтому можно выбирать хобби также учитывая психологические особенности ребенка  с позиции компенсции слабостей. Например, холерик проявляет свои эмоции экспрессивно и сам того не желая создает конфликтные ситуации. Значит, эту энергию необходимо перенаправить в позитивное и конструктивное русло. Для этого подойдут активные игры, спортивные секции, плавание. Меланхолики склонны к задумчивости, уединению,  им подходят занятия  творчеством – вышивка, рисование, лепка. Флегматикам – шахматы, научно-популярные и познавательные кружки. Сангвиникам – упражнения в словесности, театральные студии, туризм и вообще все-все-все!

Наполнение.

Хобби, увлечения наполняют жизнь ребенка яркими красками, новыми впечатлениями, делают его будни богаче и интереснее, дает возможность отдохнуть и сменить обстановку после рутинной школы. Позволяют иметь множество друзей (что особенно важно в детском возрасте), знакомств и просто общения.

Как же помочь выбрать ребенку увлечение?

1.       Если вы имеете собственные увлечения и хотите, чтобы ребенок их разделял, необходимо делиться своими впечатлениями о хобби с ребенком, предлагать поучаствовать, попробовать, но ни в коем случае не навязывать. Берите ребенка с собой в поход, на рыбалку в филармонию. Охотно отвечайте на вопросы, ищите интересную информацию.
2.       Если ребенок не может определиться с выбором, предложите ему подумать, как бы он хотел проводить свое свободное время. Покажите ему все многообразие  существующих хобби и увлечений: перечислите все известное вам, расскажите о достоинствах и возможностях, хобби известных людей, увлечениях вашего детства.
3.       Можно организовать творческий процесс дома – заняться с ребенком сбором конструктора или железной дороги, поставить «шведскую стенку», заняться вышивкой или бисероплетением.
4.       Все дети любят подарки. Попробуйте привлечь ребенка к хобби через подарок: фотоаппарат, краски, футбольный мяч, наборы рукоделия.

Ошибки родителей и чем можно помочь.

1.       Любое насилие вызывает сопротивление. Предлагайте ребенку в мягкой форме, не навязывайте и не нажимайте. Если ребенок сильно устает, то может быстро потерять интерес к увлечению и все будет бессмысленно.

2.       Очень часто родители, не реализовавшие свои желания в детстве, пытаются с помощью своего авторитета навязать ребенку свои интересы. Это всегда вызывает негативную реакцию и последствия. Либо ребенок будет активно сопротивляться вашей воле, либо смирится и станет в позицию ведомой жертвы. И то и другое отразиться не только на отношениях с вами, а и с другими людьми.

3.       Бывает так, что  ребенок категорически отказывается от предлагаемого вами занятия. Если вы считаете, что оно полезное и нужное – попробуйте предложить ему пробное занятие.  Дайте обещание, что не станете заставлять, если его это не заинтересует.

4.       Никогда не запрещайте, не высмеивайте и не запрещайте ребенку его увлечения. Если вам кажется, что хобби опасны или вредны, спокойно обсудите с ним, каким способом можно сделать их более полезными и безвредными.

5.       Стойкий интерес к хобби может возникнуть не сразу. Ребенок школьного возраста постоянно находится в поиске себя. Позвольте ему  пробовать, ошибаться и снова пробовать, пока он не найдет свою нишу.

6.       Во многом интерес ребенка к хобби будет зависеть и от вас. Спрашивайте его, как прошло занятие, чему он научился. Предлагайте свою помощь, поощряйте его успехи и поддерживайте в случае неудач. Выделите в комнате место для наград и грамот.

7.       Вкладывайте в хобби ребенка деньги. Покупайте все, что необходимо для его реализации – музыкальные инструменты, хорошие краски, дорогую спортивную форму.

8.       Если ребенка ничего не интересует или он потерял интерес  к хобби, не ругайте и не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины этого. Может быть ребенок разуверился в своих силах, у него не сложились отношения в ребятами или педагогом или он еще просто не дозрел для какого-то выбора.

9.       Важно помнить, что генетику никто не отменял. Иногда природа «отдыхает». В семье музыкантов рождается ребенок без слуха, а в семье обычных людей гениальный художник. И никто в этом не виноват. Это просто данность.

10.   Конечно, какие-то черты характера уже заложены в ребенке от рождения, но в большей степени характер личности ребенка формируется родителями и социумом. И наша задача, как родителей дать ребенку возможность сформировать в себе навыки разрешения неожиданно появляющейся энергии позитивным способом.

11.   Вспоминайте себя в возрасте ребенка. Какие вы испытывали эмоции, желания, страхи. Помогите поверить ему свои способности и силы. Поддержите тот огонек радости и любознательности, что живет в сердце вашего малыша.

Закончить хочется известной фразой – нельзя никого сделать насильно счастливым. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в детстве считал себя бездарностью, потому что имел крайне невысокие успехи в музыке, которой заставляла его заниматься мать. Задача родителей не навязывать свои не исполненные мечты, а распознать истинный, личный интерес ребенка и поддержать его на этом пути. Уважайте право ребенка на выбор, поддерживайте, стремитесь к пониманию и доверию. И просто любите таким, какой он есть.